«Там все патриоты»
Фото: Мария Астафьева

Фото: Мария Астафьева

Как работает троллейбусный парк Кургана

1 августа работники Курганского троллейбусного парка собираются приостановить работу из-за двухмесячных долгов по зарплате. Почти половина всех работников, около 160 человек, уже уволились. День ото дня в МУП «Городской электротранспорт» копятся долги. Корреспондент «Русской планеты» побывала на конфликтном предприятии.

5 часов 00 минут. В троллейбусный парк, на Химмашевскую, 8а, заходит водитель Татьяна Матвеева. Сейчас пройти на территорию организации легко — административное здание, где находится проходная, обесточено, место охранника пусто. Татьяна заходит в диспетчерскую, получает путевой лист, где расписано время отправления троллейбуса и его прибытие, а затем идет к своему «родному».

На площадке стоит 5 десятков троллейбусов и все ждут своих «хозяев». В город выпускают 24 машины. Остальные стоят без дела — нет ни водителей, ни надобности их выпускать. С 11 июля троллейбусы курсируют по одному направлению: Химмаш – Синтез. За долги отключили 6-ю электроподстанцию, которая дает энергию в Рябково и Заозерный.

Ни один водитель не выйдет на рейс, пока не убедится в том, что вести машину безопасно. Татьяна простукивает колеса, проверяет тормоза, освещение, сигнализацию и только потом садится за руль.

Троллейбус № 1 выходит за ворота и мы отправляемся на Синтез.

– Говорят, патриотов сейчас нет, посмотрите, — указывает Татьяна в сторону предприятия, — там все патриоты. За 8–12 тысяч работают, а сейчас и этих копеек не получают. Как жить-то? Кто о них должен заботиться? Никому не нужны! У нас юристы всем нужны — это люди, а техничка — не человек, она пить, есть не хочет.

– Троллейбус идет на «Синтез»! — объявляет Татьяна на остановке.

– Как предприятие должно отдать долги, если нам выключили электроэнергию? — присоединяется к разговору кондуктор Светлана. — Раньше в день перевозили более 170 тысяч человек, сейчас всего 70 тысяч, а в выходные и того меньше. Что будет с нами, неизвестно. Мы уже 2 месяца ждем. Не знаем, на что надеяться. Толком нам ничего не сказали. Вокруг одна неопределенность. Я сама уже размышляю об увольнении. Столько людей наших ушли. Некоторые поехали в Москву работать. Письмо с собой захватили, хотят Путину отправить, чтобы он разобрался в ситуации и помог тем, кто все еще работает в парке.

Когда троллейбус подошел к МУП «Городской электротранспорт», со мной снова заговорила Татьяна:

– Я не понимаю, как можно быть руководителем и так наплевательски относиться к людям? Деньги все в карман только гребут, а нам есть нечего! Стыдно должно быть богатым среди бедных! Вот он слесарь (Татьяна указывает на одного из сотрудников), а жить ему не на что! Когда уже руководители будут за нас, за людей? За техничку, за слесаря? Если юрист исчезнет, никто не заметит, а если техничка, все сразу станут возмущаться!

– Ладно, Таня, успокойся, — подошла к ней Наталья, когда та уже начала всхлипывать. Всем сейчас тяжело…

8 часов 30 минут. Время на предприятии словно остановилось. На территории никого нет, неужели здесь всегда так?

– А вы бы сами стали работать, если деньги не платят? — начальник смены Виктор Белокрыльцев возмущен. — Люди на работу пешком ходят, не верите? Обещают, что выдадут зарплату за май в середине августа. Как дальше жить? А июньскую только осенью, в октябре-ноябре. Скоро уже детей в школу надо будет отдавать, а денег на сборы нет.

Всем сотрудникам предприятия от слесаря до водителя приходится работать за двоих, а то и за троих. Из 320 работников предприятия осталась половина.

В ремонтной зоне поднимают троллейбусы на домкрате, заменяют колеса, чинят электрооборудование. Пока одни трудятся, другие устраивают совещания:

– Анатолий Кириллович написал заявление об уходе, — жалуется сотрудник предприятия Денис. — Проработал здесь больше 30 лет, а сейчас придется уходить! У него ребенок заболел, лечить надо, а денег на лекарства нет. Куда ты пойдешь?

– Не знаю, идти некуда, — с грустью в голосе отвечает Анатолий. — Это водители еще могут устроиться кем-то, а у слесаря предложений немного.

У сотрудников предприятия заканчивается терпение. Они устали ждать и кормиться обещаниями. Люди готовы пойти на крайние меры — устроить забастовку.

– А что еще остается делать, если город на нас не заложил денег? — продолжает Виктор Белокрыльцев. — На первое полугодие дали, а на второе нет! Предприятие ведь муниципальное.

Мне показывают помещения ремонтного предприятия, слесари, токари, электрики наперебой рассказывают, в каких условиях приходится работать:

– Когда на улицах дождь, в цехах тоже все залито водой, — говорит сотрудник Филипп. — Он попадает сюда через крышу и стены. Посмотрите, дыра прямо насквозь — небо видно! Стены все пожелтели от сырости, штукатурка отвалилась. Токарь работает, а на его станок вода течет! Но мало того, что средств не выделяют на ремонт нашего здания, их нет и на ремонт троллейбусов. Сами машины давно отслужили свой век, их закупили у Тюменского парка, который закрылся. Троллейбус должен работать 10 лет, а у нас он служит по 15-20 и больше. Ремонтируем как можем! Из старых деталей. На новые деньги не выделяют.

Долг предприятия 77 млн рублей. 30% этой суммы — НДФЛ, 20% организация задолжала энергетикам. Остальная сумма задолженности — заработная плата и долги перед Пенсионным фондом.

14 часов 00 минут. Троллейбусы заезжают в парк. Сотрудники не ходят на обед в столовую, не покупают еду в ближайших магазинах — денег на это нет. Вместо «первого» и «второго» — все с огорода: огурцы, помидоры, ягоды, а также покупная консервированная каша.

– Разве это еда для мужиков? — задает риторический вопрос Алексей Веселов, начальник службы движения. — Такого даже одному мало, а паек у них на шесть человек.

По словам Веселова, перспективы развития у предприятия были, есть и будут:

– Нужно закупить специальный привод, который помогает экономить электроэнергию. Нам обещала администрация выделить на него деньги, все еще ждем. Вся проблема в том, что наше предприятие, как и остальные троллейбусные парки в других городах, планово убыточное. Организацию создавали для людей, она не может быть самоокупаемой. Даже в лучшие периоды нашей жизни мы не могли выйти на ноль! Почему-то о том, что мы МУП, все забыли. Ждут, что сами должны себе помогать. Не выходит. От такого подхода страдают люди.

Сотрудники предприятия опасаются, что все идет к банкротству МУП «Городской электротранспорт». Но уставшие от неопределенности работники даже на это уже согласны.

22 часа 45 минут. На предприятие заходит последний троллейбус. Уставшие не от труда, а от постоянного ожидания сотрудники собираются домой. Остается ремонтная бригада из 6 человек.

Городские власти считают, что троллейбусы нужны городу, поэтому МУП никто не закроет:

– У нас была рабочая встреча с инициативной группой, мы обо всем договорились, в том числе о графике погашения задолженности по зарплате. Люди знают об этом, — говорит первый замруководителя администрации Кургана, директор департамента развития городского хозяйства Сергей Руденко. — В ближайшее время сотрудники получат зарплату. Ни закрывать, ни банкротить МУП мы не будем.

Такой договоренностью работники МУПа недовольны. До августа им предлагают трудиться без зарплаты, а это значит по-прежнему ходить на работу пешком и недоедать.

– Я обратилась в комиссию по социально-трудовым отношениям Главного управления по труду и занятости населения Курганской области, — говорит юрист Людмила Киселева. — Уведомила ее, что сотрудники МУП приостановят работу с 1 августа, если не погасят задолженность по заработной плате. 31 июля комиссия соберется для рассмотрения нашего обращения. Должны будут выдать сроки, в которые выплатят денежные средства. Также я готовлю обращения в трудовую инспекцию, чтобы они привлекли МУП по статье 19.5 КоАП РФ. Иначе — выдали предписание, штраф и так далее.

На сегодня, 30 июля, долги по зарплате не погашены, сообщила Киселева.

– Зарплату мы выдадим завтра, — сказал корреспонденту РП и.о. директора МУП «Городской электротранспорт» Алексей Кирпищиков. — 4 миллиона выделила администрация города Кургана. Проблема состояла в том, что нужно было сделать так, чтобы средства пошли на заплату, а не на погашение остального долга. Выход из ситуации мы нашли, но сказать, каким образом будут выплачены средства, не могу. Мне поручили разработать антикризисный план по выходу из сложившейся ситуации. Как только разберусь с зарплатой, буду заниматься этим. Предстоит договориться с кредиторами и убедить их, что предприятие выживет. Когда троллейбусы будут ходить как прежде, неизвестно.

– Ко мне уже обращаются жители города с предложением провести благотворительную акцию в поддержку голодающих, — рассказал корреспонденту РП депутат Курганской городской думы Иван Камшилов. — Ведь многие из работяг едят лишь лапшу быстрого приготовления. Из-за такой работы некоторых жены из дома выгоняют. Деньги завтра должны выплатить, ведь сотрудники троллейбусного парка пригрозили тем, что не будут работать. Это весомый аргумент. Но с другой стороны, выплатят зарплату только за май, а скоро уже за июль платить нужно будет.

«Живем обещаниями» Далее в рубрике «Живем обещаниями»Долги по выплате зарплаты в Зауралье выросли вдвое Читайте в рубрике «Общество» Специалисты со школьной скамьи!В Москве прошла пресс-конференция «Школа новых технологий: развивая инженерное направление» Специалисты со школьной скамьи!

Комментарии

30 июля 2014, 22:52
Показательное интервью, за 23 года капитализма в сознании людей все еще сидит ностальгия о СССР. когда обо все заботилось государство. В целом позор конечно для областного города, который не может про финансировать несчастный МУП
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»